В стародавние времена, когда радиолюбители мастерили свои поделки ради удовольствия, а не во имя денег, а по телевизору еще не показывали рекламу, в конце 80-х годов прошлого века в журнале «Техника – молодежи» существовала рубрика «Клуб электронных игр» или просто — КЭИ. Компьютеров тогда у широких масс населения не было, зато у самых продвинутых имелись программируемые калькуляторы. Классикой жанра был БЗ-34. Имелись и более совершенные модели — МК-61 и МК-52. Может быть как-нибудь, в один из долгих зимних вечеров за чашкой хорошего зеленого чая я и расскажу вам о них подробнее, ибо один такой до сих пор валяется у меня где-то дома на полке… Впрочем, не будем загадывать.
Вернемся к играм. Во что можно играть на электронном арифмометре, имеющем однобитную шину данных и цифровой семисегментный индикатор? Да во что угодно! Существовали даже динамические квесты, в которых игрок перемещался по двумерной карте, населенной наводящими ужас чудовищами и скучающими мудрецами, а управление осуществлялось обычным переключателем градусы-радианы-грады. Недостаток визуализации действия с лихвой компенсировался буйной фантазией игрока. Были и достаточно сложные экономическо-стратегические игры, например, игра с модным тогда названием «Кооперативное кафе». Но особенно мне полюбились и запомнились симуляторы космических аппаратов.
Фантастом Михаилом Пуховым, светлая ему память, была написана повесть «Путь к Земле» («Кон-Тики»), где к каждой главе прилагалась соответствующая программа для калькулятора. Можно было почувствовать себя крутым пилотом, управляя фантастическим летательным аппаратом и, по крайней мере, проверить, далеко ли автор отклонился от истины, описывая приключения героев.
Эх, помню, я, будучи еще школьником, вооружившись листом миллиметровки, чертил траектории и орбиты… Сколько обломков покоится в лунном грунте как результат моих неудачных посадок, сколько аппаратов осталось болтаться в пространстве из-за полностью выработанного топлива…
Компьютеры с тех пор стали большими и мощными, вошли, практически, в каждый дом, от дисков с играми ломятся полки магазинов, но ни одна из них с тех пор не вызывала у меня таких ярких ощущений, как те маленькие программки для калькулятора-тугодума, когда каждый обсчет текущей позиции длился около минуты.
Замечу, однако, что в качестве технических консультантов в разделе КЭИ выступали люди, имеющие непосредственное отношение к космосу, так что математика там была хоть и упрощенной, ввиду ограниченности вычислительных ресурсов, но вполне реальной.
К чему я вам все это рассказываю? А к тому, что история движется по спирали. Пару лет назад наткнулся в Сети на замечательный проект Orbiter. Старая идея космического симулятора заблистала новыми трехмерными 🙂 красками. По отзывам компетентных людей, физика полетов весьма реалистична, а интерфейс гораздо удобнее, чем у калькулятора (и кто бы в этом попробовал усомниться).
На данный момент проекту уже 6 лет. Существует куча аддонов и плагинов для симуляции различных планет и типов космических аппаратов. Можно болтаться на земной орбите, занимаясь сборкой орбитальной станции, а можно бороздить просторы Солнечной Системы на атмосферно-космическом челноке. Каждый выбирает то, что ему нравится и в чем хватит терпения разобраться. Жалко, что я уже не школьник, и нет ни свободного времени, ни того настроя, чтобы сесть и, преодолев гравитацию родной планеты, отправиться в виртуальное космическое путешествие…
Я и сам совершенствовал журнальные программы. И, главное, получалось! Специальным образом расчерчивал лист в клетку — одна клеточка на адрес, три на команду. Вычерчивал траектории на листе бумаги (миллиметровку не применял).
Выработал даже сокращённое написание программ — например, опускал F и K, вместо П-x и x-П применял ИП и П… Самое интересное, будучи в ПЯТОМ классе, я полностью прочувствовал концепцию стека.
Помню, знакомый раскрашивал журнал «Техника — молодёжи». И я буквально из-под кисти с чёрной краской вытащил у него программу «На горизонте кит». Журналов «ТМ» (это был год где-то 1992-93) нашёл очень немного.
Главное, чего не любил — это логические игры, в которых калькулятор не оставляет ни единого шанса человеку (наподобие «Перебрось мостик» — где-то была прога в пять шагов, основанная на косвенной адресации). То есть, в логических играх я:
1) Давал человеку выбор, кто первым ходит.
2) Реализовывал и выигрышную стратегию, и «ходы отчаяния», когда в выигрыше человек.
Конечно же, на таких расширенных требованиях «Перебрось мостик» уже не реализуешь (на МК-61, конечно). Но более простые — получалось.
Расскажу одну историю, как МК-61 и немного наглости дали мне пятёрку на экзамене. Предмет — математическая экономика. Мой МК-61 порядочно глючил, клавиатура иногда пробивала не то, что надо. Вроде ещё у кого-то был МК-52 с негорящим минусом. Так вот, я на своём 61-м сделал прогу, которая инвертирует матрицу 3×3. Заняла она более 100 шагов. Не то 102, не то 103. Пришёл за полчаса, пристроился поближе к розетке, ввёл прогу, прогнал тест… Практическое задание мне выдавали одним из последних. Смотрю в билеты — ничего такого. И беру модель Леонтьева. Препод: «Авось ошибёшься». Препод на собеседовании специально перемножал матрицы.
И ещё. Если бы я более серьёзно занимался техникой, я бы купил этот МК с руками. Я работал программером и очень недоволен тем, чем занимаются программеры. Раньше было чувство открытия, сейчас — потогонная система м-ра Форда. Может, поэтому, когда делал себе MJoy (самодельный USB-джойстик), я был так взволнован? Кстати, я выбрал неудачную модификацию MJoy’я. Внешне наиболее технологичная — но прошивка с первого раза не пошла, пришлось править. Хотя труды по переписыванию прошивки окупились на 150% — впоследствии, подкрутив её, я сделал другу дешёвую и корявую версию пульта для симуляторов поездов.